@oneobmenru
+380950467060
+38 095 046-70-60
Регистрация Войти

Почему-то  в современном мире  принято обсуждать выходу на Каннскую дорожку набережной Круаззет, весовую категорию певицы Рианны, но только не качество финансовых услуг. И причём, виновата не только сама индустрия  — например, в российской рекламе сравнивать финансовые продукты запрещено.

История знает всего пару примеров на рынке больших финансов, когда финансовые гиганты  «слили» конкурентов публично. Так, исполнительный директор компании BlackRock заявил, что конкуренты подвергают клиентов финансовым рискам и вредят индустрии. Исполнительный директор крупнейшего провайдера биржевых фондов (ETF)  Лоуренс Финк запустил серьёзный «булыжник»  в сторону Lyxor AM. Конфликт произошёл ещё в 2011 году, но оказался, пожалуй, самым резонансным. Неприглядная правда всплыла об обеих компаниях: Lyxor де-факто использовал деривативы, выпущенные материнским банком.

В свою очередь, Lyxor AM  раскрыл компрометирующие факты  о деятельности BlackRock: компания делала физическую репликацию инвестиционной корзины, зарабатывала  «под ковром», не ставя в известность клиентов.

 

В результате регулятор применял штрафные санкции к обеим компаниям, которым пришлось перекраивать бизнес-модели. Lyxor был вынужден диверсифицироватьк руг своих контрагентов, а BlackRock —  вернуть утаённые от клиентов доходы.

 

Этот скандал  в  долгой перспективе сыграл на руку обеим компаниям: да, они понесли репутационные потери,  но к ним вырос интерес, а продукт их стал лучше.

 

Молчание – золото?

Если говорить о российском рынке финансовых услуг, то он не отличается высоким разнообразием. Инвесторы скупают финансовые продукты зачастую только благодаря стараниям высококлассных менеджеров по продажам.

Учитывая, что большинство компаний финансового сектора частично или полностью дублируют модели друг друга, обсуждать это публично никто не готов. При этом отношения многих компаний можно назвать «близкородственными»:  есть совместный бизнес, есть общий продукт.

Улучшать общий продукт мотивации нет, а вот скрыть поднаготную бизнеса пытается  каждый участник финансового рынка.  Регулятор же может выявлять проблемные места  только благодаря публичной дискуссии, от которой так тщательно увиливают «игроки». В конечном итоге проигрывают все.

Отсутствие финансовой грамотности или как «втюхать» шиопотреб

Продаёшь ширпотреб, товар, не соответствующий ГОСТу – рано или поздно об этом узнают. Для рынков финансов проблема цена/качество  ещё более насущная, чем для любого другого рынка. Нюанс и главная проблема с финансовыми услугами в  неосведомлённости и отсутствии финансовой грамотности клиентов по всему миру, они не в состоянии отличить подделку от оригинала (  в сущности, они даже не знают, как выглядит настоящий финансовый продукт).

Вспомним 90-е. Тогда наблюдался настоящий «бум» на кроссовки фирм «Бибок» и «Абибос». При это покупатели были готовы к тому, что кроссовки быстро выйдут из строя, так и происходило: контрафакт быстро портился, но очередь за кроссовками не становилась меньше.  Брак  не влиял на общую привлекательность продукта: претензии и вопросы были только к конкретным продавцам и производителям.

Но вот если финансовый «Абибос» однажды не оправдал доверия клиента, именно за ними он уже не вернётся, он пойдёт покупать кроссовки Levis. Если анализировать российский финансовый рынок, количество клиентов в нём  недостаточно высоко, а динамика прироста не достаточно впечатляющая. Малый коэффициент лояльности клиентов и их доверия – тому виной. Клиент пришёл, ему «навязали» инвестиция, выгодную только продавцу,  клиент сделал убыточную операцию, разозлился и ушёл, «громко хлопнув дверью». Индустрия не показывает роста и демонстрирует камерность.

 

 

 

 

Синица – роднее: как клиент становится фобией

Рынок финансовых услуг в РФ не станет публичным, пока не будут внесены  поправки в законодательство. Отсутствие сравнения финансовых продуктов плохо сказывается  на развитии отрасли, которая находится в стагнации.  Как и в случае с BlackRock с  Lyxor AM, информационная война стала бы лакмусовой бумагой, а все недобросовестные практики  стали бы известны. Пусть таким радикальным образом, но  так удалось бы привлечь внимание к проблемам индустрии. Информационные войны и троллинг чаще всего  оказывают хорошую службу их участникам —  так было с корпораций Apple и Samsung, Toyota и Ford.

 

Природа страха публичности такова: продавец побаивается клиента и его реакций. Они с опаской ожидают момента, когда клиент поднатореет в финансовых вопросах и ему уже невозможно будет продать всё то, что продают сейчас.

 

Проблема ещё и в том, что  в финансовом секторе присутствуют спринтеры, но почти нет марафонцев: никто не смотрит на дальнюю перспективу. Участники рынка выбирают «синицу» и краткосрочный доход, а в глобальном смысле не верят в собственный бизнес. Размер рынка  с нынешним, порой совершенно некачественным продуктом, увеличить проблематично. Ситуация будет такой, пока наши «игроки» финансового сектора не выйдут из тени и не станут открыто говорить о проблемах сектора, о тех продуктах, которые требуют доработки, —  клиентов будет мало. Компании должны научиться задумываться об инвестиционном результате клиентов и продавать им продукты, выгодные не только им, но и потребителю.

Раздел:
Оператор online
20.05.2018, 20:43
Внимание!